Терморегулирующий клапан (ТРВ) представляет собой устройство, которое реагирует на изменения параметров хладагента и автоматически регулирует подачу рабочего вещества в испаритель. Он изготавливается из химически инертных материалов, таких как медь и латунь.
Благодаря заранее установленной настройке на предельное перегревание теплоносителя после теплообменника, ТРВ контролирует температуру, давление и агрегатное состояние на стороне всасывания компрессора. В случае неисправностей возникает риск снижения производительности всей холодильной системы, отказа в работе отдельных устройств, а также обмерзания картера компрессора при температурах ниже нуля, что может привести к полному выходу из строя.
Если ТРВ открывается слишком широко, в испаритель поступает избыточное количество теплоносителя. В таком случае тепла, передаваемого от охлаждаемой среды, оказывается недостаточно для полного превращения рабочего вещества в пар. В результате образуется влажный пар или жидкость, которые попадают в компрессор, начинается режим влажного хода. Это приводит к потере мощности компрессора, увеличению его нагрузки и, в конечном итоге, возможному выходу из строя.
При закрытии клапана в теплообменник поступает недостаточное количество хладагента. В результате холодильная машина не способна обеспечить требуемую холодопроизводительность, что приводит к повышению температуры в охлаждаемом пространстве.
Терморегулирующий вентиль (ТРВ) функционирует на основе механического принципа. Его конструкция включает следующие элементы:
Термобаллон крепится к трубопроводу между испарителем и компрессором, передавая информацию о состоянии хладагента на выходе из теплообменника.
В обычном состоянии пружина прижимает шток к седлу, блокируя поток вещества. Однако ТРВ не предназначен для полного перекрытия потока, поэтому рядом с ним обычно устанавливают запорный кран.
Когда давление на выходе из испарителя увеличивается, газ в термобаллоне расширяется, и через термочувствительный элемент воздействует на мембрану, которая затем влияет на пружину. Шток, соединённый с пружиной, сдвигается, открывая проход ровно настолько, чтобы впустить необходимое количество хладагента в теплообменник.
Седло ТРВ достаточно узкое, чтобы даже при полном открытии происходил процесс дросселирования, то есть понижение давления через механическое расширение вещества.
Также в конструкцию входит регулировочный винт, который задаёт размер проходного сечения. На заводе его настраивают на перегрев в 4 °C, а при пусконаладке устанавливают оптимальное положение.
Основной корпус ТРВ монтируется на трубопроводе между конденсатором и испарителем, ближе к испарителю. Термобаллон, соединённый с корпусом клапана посредством капиллярной трубки через термочувствительную систему, устанавливается на горизонтальном отрезке трубопровода сразу после испарителя. Для улучшения теплопередачи между поверхностью трубы и термобаллоном прокладывают слой теплопроводящей пасты. Вся конструкция покрывается теплоизоляцией, чтобы избежать воздействия внешних температурных изменений.
Различают два типа терморегулирующих вентилей: с внутренним и внешним регулированием. В случае вентилей с внутренним регулированием предполагается, что разница давлений на входе и выходе из испарителя настолько мала, что ею можно пренебречь, принимая, что на мембрану действует одинаковое давление.
В терморегулирующих вентиля с внешним регулированием в корпус встроена дополнительная перегородка, создающая область, которая соединяется с трубопроводом между испарителем и компрессором с помощью капиллярной трубки. Таким образом, хладагент, влияющий на мембрану клапана, совпадает с тем, что воздействует на наполнитель термобаллона через термочувствительную систему.
Внешнее регулирование является универсальным и позволяет использовать любые виды хладоносителей.
Производительность ТРВ играет ключевую роль в корректной работе холодильной системы и определяется по формуле мощности:
Qтрв = Qо · КΔР · К1 Вт
где:
Если переохлаждение превышает 15 °C, необходимо учитывать дополнительный коэффициент K2K_2K2, и формула преобразуется в:
Qтрв = Qо · КΔР · К1 · К2 Вт
где К2 — поправочный коэффициент, учитывающий переохлаждение выше 15 °C. Значения коэффициентов берутся из таблиц.
Расположение испарителя относительно жидкостного ресивера влияет на расчет коэффициентов, требуя уточнения реального перепада давления с учетом гидростатического давления столба жидкого хладагента. Формула расчета перепада давления выглядит так:
ΔР = (Рк + Ро) – (ΔР1 + ΔР2 + ΔР3 + ΔР4 + ΔР5) (мПа)
где:
Сложные расчеты, требующие значительного времени и высокой точности, могут быть подвержены ошибкам. Современные расчетные программы, созданные для инженерно-технического персонала и менеджеров, автоматизируют процесс подбора приборов автоматики. Каждый производитель разрабатывает собственное программное обеспечение, учитывающее характеристики своих изделий, что гарантирует точность, надежность и стабильную работу терморегулирующего вентиля.
Параметры терморегулирующего клапана зависят от следующих факторов:
Правильный выбор и настройка пружины являются ключевыми для обеспечения работоспособности как самого вентиля, так и всей холодильной системы в целом.
Блокировка терморегулирующего клапана в холодильной системе является частой проблемой, включающей «грязевую» и «ледяную» блокировки.
Грязевая блокировка обычно происходит в сухом фильтре, где оседают загрязнения, вызывая засорение. При этом сначала повышается температура возвратного воздуха и увеличивается перегрев. В случае серьезной грязевой блокировки система полностью прекращает работу, и её нельзя запустить повторно без удаления примесей.
Ледяная блокировка часто возникает на дроссельном отверстии расширительного клапана, так как это место имеет наименьшую температуру и диаметр отверстия во всей системе. Из-за этого система перестает охлаждаться, а общая температура повышается. Когда лед тает, система восстанавливает охлаждение, но при повторном снижении температуры лед снова образуется, вызывая повторные блокировки.
Как же устранить блокировку?
Если подача жидкости через расширительный клапан слишком велика или слишком мала, либо перегрев и переохлаждение неправильные, причиной может быть неисправность датчика температуры. Возможные проблемы включают:
Для правильной работы датчика температуры его следует устанавливать на горизонтальной части возвратной трубы на выходе из испарителя, как можно ближе к нему и вдали от всасывающего патрубка компрессора. Нельзя устанавливать датчик вертикально, так как это снижает чувствительность его реакции. Размещение датчика в верхней части всасывающей трубы может привести к тому, что в испарителе будет слишком много хладагента, а установка в нижней части вызовет неправильную подачу жидкости, поскольку небольшое количество хладагента будет стекать к датчику, вызывая быстрые изменения температуры.
При установке датчика температуры его следует обернуть медными листами, а поверхность трубы должна быть очищена от ржавчины. Датчик должен находиться ниже верхней камеры диафрагмы клапана, а его головка должна располагаться горизонтально или направлена вниз. Если датчик установлен выше верхней камеры диафрагмы, капиллярную трубку следует согнуть вверх в форме буквы U, чтобы предотвратить попадание жидкости в мембрану.
Перед тем как приступить к регулировке расширительного клапана, важно разобраться с несколькими основными концепциями:
Перед настройкой ТРВ необходимо убедиться, что проблема охлаждения вызвана именно его неправильной работой, а не другими причинами, такими как недостаток фреона, засорение фильтров, проблемы с вентилятором или ремнями. Также необходимо убедиться в правильности установки и калибровки датчика температуры. Датчик не должен устанавливаться непосредственно под трубопроводом, чтобы избежать влияния скоплений масла на точность измерений.
Регулировку ТРВ следует проводить при нормальной работе холодильной системы. Так как термометр нельзя установить непосредственно на испарителе, для определения давления насыщения в испарителе можно использовать давление всасывания компрессора, а примерную температуру испарения можно получить из таблицы. Для проверки перегрева измерьте температуру трубы возврата газа термометром и сравните её с температурой испарения.
Если перегрев слишком мал, поверните регулировочный винт по часовой стрелке, чтобы увеличить усилие пружины, уменьшить открытие клапана и уменьшить расход хладагента. Если хладагента недостаточно, поверните винт против часовой стрелки, чтобы увеличить поток. Учитывайте задержку сигнала из-за тепловой инерции системы. Каждую следующую настройку проводите после стабилизации работы системы. Процесс регулировки требует терпения и аккуратности, не следует делать слишком быстрые или частые повороты регулировочного винта.
Консультация инженера
Подберем оптимальное решение, обеспечим поставку, ПНР, шеф-монтаж, сервисное и гарантийное обслуживание чиллеров. Выезд в любой город РФ
Заказать консультациюСмотрите также